Главная » Библиотека » Алаха и еврейский закон » Не крадите…

Не крадите…

 

Залман работает в банке. Нередко, соскучившись по жене и детям, он звонит им по своему служебному телефону. Хаим посещает колель. Однажды, во время урока, он обнаружил, что забыл ручку дома, и, недолго думая, взял карандаш соседа, который на минуту вышел из комнаты. Старшеклассница Эстер решила воспользоваться «ксероксом», стоящим в учительской, чтобы размножить приглашения на свой день рождения…

Все мы знаем, что воровать нельзя, – это подло и противоречит морали и законам, принятым в нормальном обществе. Уверен, что каждый из вас согласится с такой аксиомой. Однако Тора считает вором не только того, кто шарит по чужим карманам или грабит квартиры. Под эту категорию может неожиданно подпасть и человек, считающий себя вполне порядочным, иногда даже не подозревая, что совершил нечто противозаконное.

Итак, что же является воровством? Всегда ли мы осуждаем вора или же иногда склонны понять и объяснить его поведение? Можно ли исправить содеянное, и тем самым получить прощение?

«Не крадите…», – сказано в книге Ваикра (19:11)1. Запрещается присваивать имущество другого человека. Вором считается тот, кто украл скрытно, например, вытащил из кармана прохожего кошелек, а тот и не заметил. Если же преступление совершено открыто, нагло, с применением силы, то это – грабеж, упомянутый в другом стихе (Ваикра, 19:13).

Тора делает различие между этими двумя правонарушениями в том, что касается ответственности, возмещения убытка и т. п., но, по сути, это одно и то же. Рамбам2, а за ним и Шульхан арух3, характеризуя воровство, подчеркивают, что запрещено брать без спроса любую чужую вещь, даже если стоимость ее ничтожно мала. Если человек взял что-то, ему не принадлежащее, с намерением вернуть эту вещь позже, такое действие все равно является воровством. Нельзя брать чужое даже в шутку или с целью обидеть или проучить хозяина4.

Бывает, что мудрецы распространяют законы о наказании за воровство на случаи, которые с житейской точки зрения мы бы кражей никак не назвали. По закону, например, тот, кто взял во временное пользование чужую вещь без разрешения хозяина, является вором и в том случае, если существует уверенность, что владелец этой вещи согласился бы ее одолжить5.

Вспомните описанный выше случай с карандашом, которым воспользовался Хаим. В чем здесь, собственно, проблема? Подумаешь, взял на минуту карандаш, записал что-то и немедленно вернул его на место. Что страшного произошло? Но в соответствии с Шульхан арухом это – воровство, потому что человек, хотя и на время, присвоил себе чужое добро. Однако необходимо сделать одно важное замечание: исключением является тот случай, когда использование данной вещи способствует исполнению заповеди. Но и это позволено только тогда, когда доказано, что вещь за время использования практически не износилась и у ее владельца нет и не может быть претензий к тому, кто ею воспользовался без разрешения. Таким образом, если Хаим намеревался записать какие-то сведения, скажем, о деловой встрече, то брать чужой карандаш без разрешения ему нельзя. Но если он хотел записать слова учителя Торы, то априори считается, что любой еврей будет только рад, если посодействует другому еврею в исполнении заповеди. При этом всем совершенно ясно, что износ карандаша в таком случае будет ничтожным и им можно пренебречь6.

Известно изречение мудрецов: «Большинство повинно в грабеже»7. Но что это означает? Разве люди, по большей части, воры?! Теперь, учитывая вышесказанное, мы можем понять: зачастую мы совершаем поступки, которые, на самом деле, являются воровством. И даже не замечаем этого!

За воровство не предусмотрено никакого земного наказания, кроме обязанности вернуть украденное или, в некоторых случаях, выплатить его стоимость8. Однако если вор был пойман и против него выступили два свидетеля, то, помимо возврата присвоенного имущества, он должен заплатить также штраф в размере стоимости похищенного. В некоторых случаях штраф может превышать стоимость украденного в четыре-пять раз.

Сказано в Торе: «…и наполнилась земля кривдой» (Брейшит, 6:11). Раши объясняет, что речь здесь идет о воровстве. А в трактате Санедрин Вавилонского талмуда приводятся слова раби Йоханана, утверждающего, что именно из-за этого греха был подписан окончательный приговор поколению потопа, хотя на его счету уже было много других преступлений. Отсюда следует, насколько серьезен этот грех, подчеркивает раби Йоханан.

Мудрецы учат, что если вор не вернул похищенное пока он жил в этом мире, такая обязанность не оставляет его и в мире грядущем. В этом заключается одна из причин возвращения душ в материальный мир для исправления содеянного. А для души, вкусившей великолепие жизни в духовном мире, это испытание чрезвычайно мучительно. Но тот, кто украл и не отдал похищенное, обязан вернуть долг. Иногда это становится единственной целью перевоплотившейся души. Рассказывают, что во времена Баал-Шем-Това один еврей, не отдавший все долги в земной жизни, вернулся в этот мир в образе лошади и всю жизнь служил своему кредитору, чтобы тем самым отработать долг9.

Однако случается, что вор не знает толком, кому он должен компенсировать украденное. Так бывает, когда преступник расхищал общественные фонды или, например, умудрился обворовать множество людей. Талмуд объясняет: такой человек (конечно, при условии полного раскаяния) обязан посвятить остаток жизни благотворительной деятельности и сам должен жертвовать на нужды общины в надежде на то, что пострадавшие от его преступлений получат хотя бы часть этих денег, а Всевышний вложит в их сердца прощение...

Тем не менее, раскаявшийся похититель, даже исполнив все вышесказанное, не может быть уверенным, что обманутые им люди получат все, причитающееся им по закону. В наше время большие знатоки Торы нашли решение этой проблемы путем создания специальной кассы беспроцентных ссуд – Гмаха, которая, среди прочего, может найти пострадавших и способствовать возвращению им похищенного. Как это происходит, каким образом деньги находят владельца и восстанавливается справедливость рассказывается в специальной статье, с которой, я надеюсь, вы вскоре познакомитесь.

Да избавит нас Творец от любых судебных тяжб и даст нам защиту и материальную независимость!

Раввин Ариэль Давыдкин

1 Запрет воровства выводится именно из этого стиха Торы, а не, как принято ошибочно считать, входит в число Десяти заповедей, приведенных в книге Дварим, 5:17.

2 См. Мишнэ Тора, Законы о воровстве, гл. 1, закон 2.

3 См. раздел Хошен мишпат, гл. 348, закон 1.

4 В отношении последних случаев существует спор, является ли запрет на подобные действия законом Торы или же он принят мудрецами.

5 Шульхан арух, Хошен мишпат, гл. 359, закон 5.

6 Однако бывает, что при падении грифель карандаша ломается и он становится непригодным. В таком случае мы не можем заранее предполагать, что его владелец не будет возражать против использования его вещи другими. Здесь, на мой взгляд, больше подойдет пример с авторучкой. – А. Д.

7 Вавилонский талмуд, Бава батра, 165а.

8 Здесь мы говорим о законах Торы, однако в каждом поколении, в разных общинах раввины или признанные духовные руководители народа имели право выносить алахические постановления, которые могли предусматривать различные наказания за противоправные действия, в том числе и за воровство.

9 См. Пеле йоэц, раздел «Гезель».

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)