Главная » Библиотека » Алаха и еврейский закон » ЗАКОНЫ СЕДЕРА

ЗАКОНЫ СЕДЕРА

В первую (а в диаспоре и во вторую) ночь Песаха мы обязаны устроить праздничную трапезу, которая называется седер (буквально «порядок»), потому что каждая деталь этого застолья должна напоминать нам о событиях исхода евреев из Египта. Сегодня мы остановимся на некоторых законах, касающихся проведения седера.
Сервировка стола

  1. Желательно, чтобы к окончанию вечерней молитвы стол был уже накрыт и все было готово к проведению седера.
  2. Принято, чтобы в Песах использовались самые лучшие, наиболее красивые посуда и столовое белье.
  3. На столе должно стоять специальное пасхальное блюдо (кеара), на котором размещают мацу (три целых, неповрежденных листа), крутое яйцо,моройрхаройсес и другие традиционные блюда в соответствии с обычаем той или иной общины. Детям раздают орехи, чтобы они активнее участвовали в седере и не захотели спать слишком рано.
  4. На стулья нужно положить подушки, валики и т. п., чтобы можно было удобно сидеть, облокотившись, опираясь на левую руку.
Маца
  1. Торой заповедано съесть на седере, как минимум, кезайс мацы, которую называютмацо шмуро, то есть приготовленную специально для исполнения этой заповеди. Желательно съесть кезайс от верхнего листа той мацы, на которую произносят благословение …амойци…вместе с кезайс от той, на которую приходится благословление …ал ахилас мацо… (средняя, надломленная); кроме этого все едят мацу вместе с моройром(как учил рабан Гамлиэл*) и в завершение трапезы – афикоймон.
  2. Сколько это – кезайс? Как сопоставить эту древнюю меру объема с современными единицами измерений? Спор между законоучителями сводится к двум вопросам. Во-первых, является ли кезайсполовиной от другой старинной единицы объема – кебейца или только третьей частью? Во-вторых, что значит кебейца в современных единицах измерения объема? Хазон иш1 считает, что кебейца – это 100 куб. см.; соответственно кезайссоставляет 50 куб. см или 33 куб. см. А по мнению рава Хаима Ноэ23кебейца равна 57,6 куб. см. Таким образом, кезайсвмещает 28,8 куб. см. или же 19,2 куб. см. Поскольку известно, что исполнение заповедей Торы обусловлено самым строгим следованием Закону, то в отношении таких мицвот применяется система Хазон иша, а в отношении постановлений мудрецов можно опираться на мнение рава Хаима Ноэ.
  3. Мацу нужно есть, ничего к ней не добавляя, не размачивая и не запивая. Желательно съесть необходимый минимум мацы за две минуты максимум.
  4. Только тем, кто совершенно не переносит сухую мацу и не может проглотить даже кусочек размером с кезайс, разрешается немного размочить ее в воде.
Моройр
  1. Моройр – это горькая зелень. Для исполнения заповеди обычно используют хрен или салат.
  2. На седере нужно съесть не менее кезайса моройра.
  3. Тот, кто проглотил его, не разжевывая, – заповедь не исполнил.
Харойсес
  1. Это блюдо, символизирующее глину, из которой евреи-рабы изготовляли кирпичи для своих хозяев-египтян. Харойсесобычно делают из тертых яблок, сдобренных корицей. Перед тем, как обмакнуть в него моройр, нужно слегка разбавить эту смесь вином или уксусом. Если же первый день Песаха совпадает сшабесом, следует несколько изменить порядок действий, например, харойсесположить в вино и размешать каким-нибудь необычным способом.
  2. Обмакнув моройр в харойсес, нужно стряхнуть с него остатки харойсеса, чтобы вкус моройра не изменился.
 
Зелень
 
  1. В начале седера берут какой-либо овощ, например, картофель, размером меньше чем кезайс, обмакивают его в соленую воду (которую нужно приготовить заблаговременно) и произносят благословение …при оадомо, имея при этом в виду также и моройр.
Зроа (обычно – обжаренное куриное крылышко) и яйцо
  1. Зроа и яйцо напоминают нам о двух жертвоприношениях, которые приносили в Храме в ночь праздника: Хагига и Песах.
  2. Яйцо можно съесть во время вечерней трапезы, а зроа – только на следующий день, так как, по Закону, в ночь Песаха запрещено есть жареное мясо любого животного и птицы, чтобы окружающие не подумали, что и сегодня мы приносим жертвы на Песах.
  3. Если зроа готовили уже в сам праздник (после захода солнца), то его необходимо съесть днем, иначе его обжаривание будет рассматриваться как действие, запрещенное в йон тойв).
Четыре бокала вина
  1. Каждый участник трапезы должен выпить четыре бокала (см. п. 3) вина (можно использовать виноградный сок, если он не разбавлен и требует благословения …бойре при агофэн). И в том случае, когда человеку тяжело выпить такое количество вина и даже виноградного сока, и он знает, что после будет себя плохо чувствовать, – и тогда это не освобождает его от исполнения заповеди.
  2. Перед подачей на стол бокалы необходимо ополоснуть и протереть снаружи насухо.
  3. Каждый бокал должен вмещать, как минимум, ревиис (что, как считает Хазон иш, составляет 150 куб см., а по мнению рава Хаима Ноэ, эквивалентно 86,4 куб. см).
  4. Нужно отпивать большую часть вина из каждого бокала, даже если это меньше, чем ревиис. Исключение – четвертый бокал. Поскольку после него читают благословение (броха ахройна), то необходимо отпить вина не менее чемревиис.
Рассказ об исходе из Египта
  1. Заповедь рассказывать об исходе в первую ночь праздника – закон Торы, во вторую ночь – постановление мудрецов. И это несмотря на то, что мы ежедневно вспоминаем об исходе, читая Крийас шма.Однако в ночь седера мы обязаны подробно остановиться на событиях, связанных с рабством и исходом из Египта. Поэтому и заметил рабан Гамлиэл, что тот, кто не рассказал о трех вещах – о Песахе, о моройре и о маце (то есть не объяснил их значение), – заповедь не исполнил.
  2. Тот, у кого нет Пасхальной агады, должен прочитать соответствующие главы из Торы, повествующие о исходе.
Асэйво («возлежание»)
  1. Каждый участник седера должен удобно сидеть, вернее, полулежать, как это было принято в древности у свободных граждан. Есть мацу и пить вино нужно опираясь на левую руку. В принципе, весь седер надо бы провести в такой позе (за исключением того момента, когда участники трапезы едят моройр).
  2. Левша тоже должен есть, опершись на левую руку.
  3. Тот, кто съел мацу и выпил первые два бокала вина (по мнению автора комментария Мишна брура4, только первый бокал), не приняв должную позу, обязан сделать это еще раз, как положено, опираясь на левую руку. Если же забыли об этом условии, отпивая из двух (трех, как утверждает Мишна брура) последних бокалов, то, поскольку нельзя добавлять к тому, что установлено мудрецами, достаточно положиться на мнение тех законоучителей, которые считают, что сегодня никто не устраивает трапез с возлежанием, и поэтому такая поза больше не характеризует свободных людей. То же касается и афикоймона: поскольку есть что-либо после него запрещено, то заповедь считается исполненной и тогда, когда афикоймонсъели, не опираясь на левую руку.
Афикоймон
  1. После пасхальной трапезы принято съесть еще кезайс мацы (лучше два кезайса) в память о двух жертвоприношениях –Хагига и Песах, которые совершали в праздник вечером, а мясо жертвенных животных ели ночью. Обычно для этого предназначается та половинка листа мацы, которую спрятали в начале седера.
  2. Нельзя сильно наедаться во время пасхальной трапезы. Так как еда на полный желудок, без аппетита, едой не считается, объевшийся человек не сможет исполнить заповедь об афикоймоне.
  3. После того, как афикоймон съеден, нельзя ничего ни есть, ни пить, кроме двух последних бокалов вина. Воду, чай и пр. пить можно.
  4. Поскольку мясо пасхальной жертвы нужно было съесть до полуночи, то и афикоймон, который мы едим в память об этом жертвоприношении, нужно съесть до этого времени.
  5. Также, до полуночи, желательно прочестьАлель.
 
 
 
 
 
 
 

1Рабан Гамлиэл Азокен (Старший), или рабан Гамлиэл I, внук Илела, таннай, живший в первой половине 1 в.
2Хазон иш, фундаментальный комментарий (в 22 т.) к Талмуду и Шульхан оруху, написанный р. Авраамом-Иешаяу Карелицом, одним из ведущий законоучителей современности, духовным наставником евреев Литвы и Эрец-Исроэль. С годами, как это часто бывает в еврейской истории, название его главного труда заменило имя автора.
3*Ноэ (Менделов) Авраам-Хаим, законоучитель, раввин в бухарском квартале Иерусалима. В книгеКце ашульхан представил свою систему перевода древних мер и весов, встречающихся в Торе и комментариях мудрецов, в современные. Жил в Эрец-Исраэль и в Средней Азии (Бухара) в конце 19 в. – начале 20 в.
 
4Мишна брура, классический комментарий кШульхан оруху (раздел Орах хаим), составленный р. Исроэлем Меиром Акоэном, знаменитым законоучителем нашего времени, духовным руководителем европейского еврейства в конце 19 в. – начале 20 в.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)