Главная » Библиотека » Общие статьи » Месяц элюль

Месяц элюль

Месяц элюль еврейского календаря наша традиция всегда рассматривала как ответственный период подготовки к Рош ашона и Йом кипуру – дням, когда Творец судит все Свои создания и выносит им вердикты, касающиеся как нашего, так и грядущего мира. То главное, что происходит в эти дни, можно охарактеризовать одним словом – тшува – раскаяние в совершенных дурных поступках и возврат на правильную дорогу. Сегодня, когда до Нового года осталось меньше двух недель, хотелось бы рассказать вам историю, иллюстрирующую значение и силу этой самой тшувы.
В Талмуде (Авойдо зоро, 17а) есть рассказ об одном человеке, которого звали Элиэзер бен Дурдаи. Он был известен тем, что не пропускал ни одной женщины легкого поведения в мире. И вот однажды он услышал о заморской жрице любви, которая к тому же брала очень большие деньги за свои услуги. Ни расстояние, ни трудности пути, ни круглая сумма, на которую полегчал бы его кошелек, не останавливали сладострастника, и он отправился в дорогу.
Однако, говорит Талмуд, когда этот человек уже собрался было заняться делом, ради которого он совершил длительное и опасное путешествие, случилось неожиданное: куртизанка пустила ветры и сказала, что как эти ветры не вернуться назад, так и Элиэзер бен Дурдаи не сможет совершить тшуву.
Как это ни странно, слова женщины подействовали на закоренелого развратника. Он немедленно покинул ее и стал искать того, кто бы походатайствовал за него перед Создателем. Элиэзер бен Дурдаи обращался к горам, небу, земле, солнцу… Он умолял их попросить за него перед Творцом. Но все они ответствовали, что прежде всего им нужно позаботиться о себе, ведь и про их будущее сказано: «И истлеет все воинство небесное, и свернутся, как свиток, небеса, и все воинство их поблекнет, как блекнет лист виноградной лозы и как увядший [лист] смоковницы» (Йшияу, 34:4).
Воскликнул тогда этот человек: «Нет, только от меня это зависит!» Опустил он голову и зарыдал (читая молитву) – пока его душа не отлетела. Тогда раздался голос с Небес: «Раби Элиэзер бен Дурдаи достоин жизни в будущем мире!» 
Далее сказано в Талмуде, что когда эта история стала известна Рэби (р. Йуда Анаси, великий талмудист эпохи таноим, живший во втором-третьем веках; под его руководством была составлена Мишна), то он заплакал и сказал: «Некоторые зарабатывают (право) на будущий мир за несколько лет, а некоторые – за один час. Более того, Творец не только принимает их тшуву, но и называет каждого “раби”».
Чему же хотели научить нас мудрецы, приведя этот мидраш? Во-первых, мы видим, что как бы далеко человек ни зашел в своих прегрешениях, у него всегда есть возможность опомниться, вернуться. Элиэзер бен Дурдаи без устали предавался разврату. Он сделал главным делом своей жизни то, что является одним из тяжелейших грехов. Однако и он мог совершить тшуву.
Маараль (Йуда Лива бен Бецалель, знаменитый мыслитель и талмудист, главный раввин Праги, живший в шестнадцатом-семнадцатом веках) поясняет: совсем не случайно в мидраше сказано, что для достижения удовольствия Элиэзеру бен Дурдаи потребовалось отправиться в дальнюю дорогу, испытать опасности, то есть он был готов пожертвовать своим телом и своей душой ради совершения греха. К тому же это стоило ему немалых денег. Таким образом, все, чем располагает человек, говорит Талмуд, – его душа, тело, имущество, время, способности – все было подчиненно одной цели: стремлению получить удовольствие от разврата.
Поэтому, чтобы исправиться, такому человеку нужно приложить колоссальные усилия, он должен изменить всего себя целиком. И ко всему прочему он узнает, что путь тшувы для него закрыт. И хотя он услышал это от куртизанки, говорят комментаторы, он внутренне чувствовал, что она права, что он уже перешел тот барьер, после которого нет возврата.
В таких случаях человек вполне может махнуть на себя рукой и сказать себе, что все уже потеряно и делать больше нечего. Но Элиэзер понимал: несмотря на то, что он совершенно погряз в разврате, он обязан что-то менять. Его первый порыв был обращен к  горам, небу, земле, солнцу… Маараль объясняет: Элиэзер бен Дурдаи думал, что если уж он потерял право на существование как человек, пусть он обретет его как другие создания Всевышнего, которые служат человеку. Когда же он понял, что это невозможно, то сказал самому себе: «Только от меня это зависит!»
У человека всегда остается выбор, даже если он пал так низко, как Элиэзер бен Дурдаи.
Во-вторых, мидраш говорит нам: даже если ради тшувы придется отдать жизнь, еврей обязан ее совершить.
В-третьих, Талмуд показывает, каких высот достигает тот, кто, несмотря ни на что, совершает тшуву: ему не только прощают грехи, но и поднимают до уровня великих ученых, о чем свидетельствует присвоенный Элиэзеру бен Дурдаи титул «раби», который носили мудрецы эпохи таноим.
Так почему же, услышав эту историю, заплакал Рэби, и что он имел в виду, сказав, что есть приобретающие право на будущий мир за час? Он увидел, какие огромные силы скрыты в каждом из нас, если за один час человек может совершить такой неимоверный подъем – с самого дна до уровня мудреца периода Мишны! Какими бы мы могли стать, если бы использовали все свои силы в правильном направлении! Но, увы, мы этого не делаем. Вот почему плакал Рэби. 
Желаем всем максимально использовать оставшееся до Рош ашона время, чтобы достойно встретить праздник. Да будем мы записаны в Книгу жизни вместе со всем народом Израиля! Омейн!

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)