Главная » Библиотека » Общие статьи » Ишмаэль

Ишмаэль

Сегодня наш народ, да и весь мир, переживают непростой период. Мы являемся свидетелями того, как сыны Ишмаэля выходят на войну против Израиля и готовы отдавать свои жизни ради уничтожения евреев. Хотя и раньше наш народ подвергался гонениям со стороны ишмаэлитов, но такой накал ненависти к Израилю, такое ожесточение – факт, не известный в прошлом.
Для того, чтобы успешно противостоять нашим врагам, мы должны прежде всего понять, кто они такие, в чем их сила и почему именно сегодня они поднимают головы. Это серьезные вопросы, и понятно, что в маленькой статье всесторонне обсудить их не представляется возможным. Но ввиду их актуальности мы попытаемся ответить на них вкратце, высказать некоторые соображения, основанные на уроках Торы, данных несколько лет назад выдающимся мыслителем наших дней раввином Мойше Шапиро.
Как известно, Ишмаэль – сын праотца Авроома. В Торе сказано, что Авроом молился за него: «И сказал Авроом Богу: лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою!» (Берейшис, 17:18). Объясняет Раши (р. Шломо Ицхаки, величайший комментатор Письменной и Устной Торы, живший в 11 – 12 вв.), что «пред Тобою» означает «в трепете пред Тобою». То есть Авроом считал, что завет, который заключил с ним Творец, может распространиться и на Ишмаэля. Всевышний этого не отрицает и говорит Авроому: «Однако Соро, жена твоя, родит тебе сына, и наречешь ему имя Ицхок, и Я установлю Мой завет с ним заветом вечным для потомства его после него. Что же до Ишмаэля, Я услышал тебя. Вот Я благословил его и плодовитым его сделаю, и умножу его чрезвычайно…» (там же, 19,20). В оригинале в начале этого стиха написано аволь («но», «однако»); Талмуд же объясняет, что это слово может значить «правда», «действительно».
И после рождения Ицхока Авроом не забывает об Ишмаэле. Когда Всевышний повелел ему возложить на жертвенник сына, Авроом сказал, что не знает, которого из них двоих Он выбрал (см. Берейшис, 22:2 и ком. Раши). «Единственного твоего», – сказал Творец. «И тот и другой единственный у своей матери», – говорит Авроом. «Которого ты любишь», – продолжает Всевышний. «Но я люблю обоих!» – отвечает Авроом.
И даже после того, как Творец говорит Авроому, что именно «в Ицхоке наречется тебе потомство», Он также обещает ему, что сделает Ишмаэля многочисленным народом, «ибо он потомок твой» (Берейшис, 21:12,13).
В чем же заключается смысл того, что Ишмаэль является потомком Авроома? Мудрецы говорят, что Авроом обладал двумя силами. Он как никто другой умел вести бескомпромиссную войну с язычеством и вместе с тем был готов к созиданию, к построению нового мира, соответствующего воле Творца. Ради этих двух целей наш праотец был готов пожертвовать жизнью! Ишмаэль унаследовал первую способность Авроома: самопожертвование ради уничтожения того, что он считает неправильным. В этом смысле он достойный потомок отца.
Пророк называет именно народ Израиля одом(человеком). На святом языке есть много синонимов этого слова (иш, энойш, гевер, бен одом) – каждый отражает какое-либо свойство человеческой личности. Но слово одом указывает на главное – связь человека с Творцом. Те, кто проповедуют различные религии и идеологии, поклоняются выдуманным ими самими кумирам или рассчитывают лишь на свою мощь, силу своего ума, не могут называться одом. Они отдаляют мир от Творца, ввергают его во тьму, с которой всю жизнь боролся Авроом.
Единственным исключением является Ишмаэль. Тора называет его одом, но с одной «добавкой»:пере-одом, то есть дикарь, который умеет только разрушать (см. Берейшис, 16:12). Это та самая сила, которую он унаследовал от праотца Авроома, не приобретя другую способность – силу созидания (в отличие от Ицхока, получившего от отца обе силы).
Более того, Маараль (Йеуда Лива бен Бецалель, знаменитый мыслитель, комментатор Талмуда, автор трудов по этике и философии, живший в 16 – 17 вв.), объясняя, почему в пророчестве Даниэля о четырех изгнаниях, уготованных еврейскому народу, нет упоминания о потомках Ишмаэля, говорит, что Даниэль называет только те царства, которые обрели  силу и власть только «с помощью» самих евреев, вследствие их грехов. И если бы древнее еврейское царство не пало, сохранилось, то им не было бы дано властвовать и, соответственно, порабощать наш народ. Но ишмаэлиты получили свою силу не вследствие прегрешений евреев, а непосредственно от Творца, будучи потомками Авроома. Поэтому именно они избранны Всевышним для уничтожения всех остатков идолопоклонства и лживых теорий, придуманных людьми, чтобы на этих руинах поднялся новый мир, населенный праведниками.
Остановить Ишмаэля можем только мы, евреи, если возьмем на себя выполнение этой задачи. И тогда прекратятся разрушения и кровопролития – ведь мы потомки Ицхока, мы обладаем силой не только разрушать, но и создавать! Все остальные попытки исправить существующее положение, остановить насилие не могут привести к желаемому результату.
Пусть Всевышний откроет наши сердца перед тайнами Торы, чтобы мы были в состоянии понять Его волю и действовать согласно ей на благо всего человечества. Омейн!

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)