Главная » Библиотека » Общие статьи » Семнадцатое Тамуза

Семнадцатое Тамуза

Завтра, семнадцатого тамуза (15 июля) постом начинается трехнедельный траурный период еврейского календаря. Дни эти, отмеченные многими трагическими событиями, называются на иврите бейн амецорим, что буквально означает «между бедами», или, как можно перевести поэтичнее, «в теснинах» (см. Эйхо, 1:3).
Три недели траура завершаются постом девятого ава, установленным в память о разрушении Иерусалимского храма. И поскольку этот траур не дань традиции, а закон, принятый мудрецами, мы должны знать, как наилучшим образом исполнить его, понять его суть, выявить связь с современностью и актуальность.
Исполнение любой заповеди – это решение нескольких, равных по важности, задач. Мицвабейн амецорим в этом смысле не исключение. Скрупулезное исполнение законов поста и траура не менее важно, чем осознание причин, которые привели к разрушению Храма.
И еще. Мудрецы говорят, что то поколение, на протяжении жизни которого Храм не был отстроен, как будто его разрушило. Дело в том, что восстановление Храма обусловлено, прежде всего, исправлением того, что привело к его разрушению. И если мы не исправляем, а наоборот, продолжаем совершать ошибки отцов, то тем самым не позволяем отстроить Храм, а это равносильно его разрушению.
В Талмуде (Недорим, 81а) написано, что причина разрушения Иерусалимского храма не была известна ни мудрецам, ни пророкам, ни даже ангелам, как сказано: «Есть ли такой мудрец, который понял бы это и с кем говорил бы Господь, – пусть объяснит он, за что погибла страна, опустошена, как пустыня, так что никто не проходит там» (Ирмияу, 9:11).
Тайна оставалась тайной до тех пор, пока Сам Творец не открыл ее: «И сказал Господь: за то, что оставили они Тору Мою, которую Я дал им, и не внимали голосу Моему, и не следовали ему…»  (там же, 9:12). Талмуд поясняет, что евреи перед изучением Торы не произносили положенных Законом благословений. Ран (рабейну Нисим, комментатор Талмуда, один из последних мудрецов эпохи ришойним) говорит, что если бы евреи просто перестали изучать Тору, то мудрецы и пророки не могли бы не обратить на это внимания – ведь всем становится известно, что множество людей перестали учиться – и правильно назвать причину гибели Храма. Поэтому Талмуд и объясняет, что причина падения Храма была более глубокой: несмотря на то, что Тору исполняли и изучали, тем не менее, она не была для того поколения настолько значимой, чтобы произносить в ее честь еще и специальные благословления.
И все же остается непонятным, почему за, казалось бы, не столь уж серьезным нарушением последовало столь суровое наказание: разрушение Храма, изгнание народа и все остальные несчастья? Рав Йоэль Сиркеш  (законоучитель, живший в Польше в 16 – 17 вв.) в книге «Бейс ходош» (Ойрах хаим, 47:2) пишет, что изначально Творец намеревался с помощью Торы, воплощающей Его мудрость, напитать наши души силой и святостью, подобной Его святости. Исполнение и изучение Торы надлежащим образом  привело бы к тому, что наши души и тела, насчитывающие, согласно кабале, 248 органов и 365 жил, как бы соединились со светом, исходящим от 248 предписывающих и 365 запрещающих заповедей. И тогда Шхина постоянно пребывала бы в народе Израиля, и весь он стал как бы Мишканом, соединяющим верхние и нижние миры.
Но сыны Израиля изучали Тору не с чистыми намерениями, не бескорыстно, а с целью извлечь выгоду: научиться правильно вести дела, выглядеть умными в глазах окружающих, потешить гордыню... Таким подходом евреи не только не приблизили, но, наоборот, изгнали Шхину из своей среды, порвали связь с Творцом, что и повлекло за собою разрушение Храма и изгнание.
Эти причинно-следственные связи то поколение не могло осознать самостоятельно. Только Творец видел всю картину и сообщил пророкам, чтобы мы знали истинную причину постигшего нас  наказания.
Поскольку мы говорим здесь о благословении, которое произносят перед изучением Торы, то будет уместно спросить, к какому виду брохойс оно относится? Ведь есть три вида благословений: на заповеди (Всевышний освятил нас и повелел делать то-то и то-то, например, повязывать тфилинили сидеть в сукке); на получаемое удовольствие (Он дал нам возможность наслаждаться, например, едой или приятными запахами); и как благодарность Творцу (например, за избавление от опасности или за то, что Он позволил нам дожить до некоего события).
Оказывается, что в брохойс на Тору включены все три вида благословений. Вначале мы говорим: «Благословен Ты… повелевший заниматься Торой» – это благословение на заповедь, которую мы обязаны исполнять. Затем: «…чтобы слова Торы стали усладой наших уст» – это броха на удовольствие, которое мы получаем, изучая Тору. И в конце мы благодарим Творца за то, «что Он избрал нас из всех народов и дал нам Тору». Потому что именно в этом заключается наша избранность: нам дана возможность, и на нас возложена обязанность учить и исполнять Тору и получать за это награду не только в будущем мире, а уже наслаждаться ею в этом мире.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)