Главная » Библиотека » Общие статьи » Шолойм Зохор

Шолойм Зохор

В связи с радостным событием в нашей семье – рождением сына – мне хочется остановить ваше внимание на традиции ашкеназских евреев устраивать шолойм зохор. По-видимому, такое название происходит от известного высказывания Талмуда (Нида, 31б): «Пришел в мир мальчик (зохор) – пришел в мир мир (шолойм)». Обычай заключается в том, что в первую субботу после рождения ребенка, после первой трапезы, мужчины приходят в дом родителей новорожденного и поздравляют их.

Этот обычай довольно древний. Рабейну Там (великий законоучитель и талмудист эпохи ришойним, живший в 12 в.) объясняет, что торжество, которое Талмуд в трактате Бава Кама (80а) называет ешуа абен – «освобождение сына», не что иное, как трапеза, посвященная рождению мальчика, а называлась она «освобождением», поскольку младенец освобождается «от оков материнского чрева». И это то самое, что сегодня мы называем «шолойм зохор», а устраивают это торжество в шаббат потому, что люди не работают, находятся дома и могут принять участие в радостном событии. Более того, там же (в трактате Бава Кама) упоминается, что в этой трапезе принимал участие Рав (аморай, основатель знаменитой академии в Суре, Вавилония, 3 век), про которого известно, что он ел только на сеудас-мицва, то есть на трапезе, устраиваемой в честь исполнения какой-либо заповеди. Таким образом, по мнению рабейну Там, получается, что участие в шолойм зохор не просто участие в веселом застолье, а исполнение заповеди – сеудас-мицва.

Нельзя не упомянуть, что на стол принято подавать продукты округлой формы, например, арбес – турецкий горох, которые обычно символизируют траур. Дело в том, говорят мудрецы, что, находясь в утробе матери, ребенок учит и постигает всю Тору, но как только ему приходит время войти в этот мир, один из ангелов легонько ударяет его по губам, и новорожденный забывает все, что знал.

Интересно, что не так давно в Израиле родители привели к одному раввину трехлетнего ребенка, который мог цитировать Тору с различными комментариями, хотя было известно, что такому его никто не учил. «Ангел плохо сделал свою работу», – сказал с улыбкой родителям мальчика раввин.

Мудрецы объясняют, что, с одной стороны, человек должен сам, своими силами постигать мудрость Торы, чтобы это было его заслугой, а не подарком свыше. С другой стороны, если бы он не знал ее до своего рождения, то не мог бы понять.

Ситуация напоминает сотворение человека: Всевышний создал одновременно мужчину и женщину соединенными спинами, разделил их, а потом приказал быть одной плотью. Причина та же самая. Стать одной плотью, одним целым – общая работа мужа и жены, но если бы они изначально не были одним целым, то никогда не смогли бы выполнить повеление Творца.

По этой причине на трапезе шолойм зохор подают блюда, напоминающие о трауре: новорожденный, как бы скорбит о том, что забыл все, что учил. Добавляет к этому рав Кац (автор комментария «Дриша уприша» на труд «Арба турим»), что это одна из причин, почему обрезание делают на восьмой день после рождения ребенка, – чтобы закончились семь дней траура.

Это одно из объяснений обычая шолойм-зохор. И мы присоединяемся к всеобщим пожеланиям удостоиться исполнить заповедь брис мила вовремя, чтобы, заключив союз со Всевышним, ребенок изучал Его Тору, вошел под хупу и совершал добрые дела. Омейн!

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)