Недельная глава "Лаг Баоймер"
Мы уже говорили о заповеди сфирас аоймер – обязанности отсчитывать сорок девять дней, отделяющих праздник Песах от праздника Шавуойс. В начале следующей недели наступает тридцать третий день оймера. Поскольку на святом языке принято обозначать числа буквами, то этот день получил название Лаг – от сложения двух букв: ל (числовое значение которой 30) и ג (3).
Этот день является как бы рубежом, делящим дни оймера на два периода. До Лаг баоймера мы соблюдаем некоторые законы траура, установленного в память о том, что в эти дни умерли от жестокой болезни все ученики раби Акивы – двадцать четыре тысячи человек! В Лаг баоймер эпидемия прекратилась, и мы отмечаем этот день почти как праздничный.
«…Каждого, названного именем Моим; и во славу Мою сотворил Я его, сформировал Я его, и сделал Я его» (Йешаяу, 43:7). Мы созданы и поселены в этом мире лишь с одной целью – славить Творца. Своими поступками, речами и даже помыслами – если они достойны – мы прославляем Его Имя, поскольку исполняем Его Волю. Но так происходит в нашем мире. Главная же цель творения, как говорят мудрецы, – дать людям истинное добро. Однако чтобы оно было абсолютным, без малейшего изъяна, нужно его заслужить, то есть получить не как милостыню, а как награду за труд.
Можно сказать, что вся история человечества делится на два периода: служение, суть которого – прославление Имени Всевышнего, и получение заработанного вознаграждения – подлинного, совершеннейшего блага, истинного добра, которое может дать только Создатель.
Уже в процессе создания человек был сформирован так, чтобы он мог находиться в обоих мирах. На это указывает Раши, объясняя написанное в Торе: «И сформировал Господь Бог человека…» (Берейшис, 2:7). В словосочетании «и сформировал» (на иврите וייצר) имеются две буквы «юд», указывающие на то, что человек был создан дважды: один раз для нашего мира, а другой – для грядущего, когда восстанут мертвые. Что же касается животных, которые не предстанут перед Небесным Судом, то Тора, говоря об их сотворении, употребляет словосочетание «и сформировал» с одной буквой «юд» (ויצר).
Гематрия словосочетания וייצר (с двумя буквами «юд») – 316 – равна гематрии слова עומר )оймер), то есть, объясняют мудрецы, заповедь отсчета оймера связана и с нашим, и с будущим миром.
И мы уже сказали, что цель человека в этом мире, его работа заключается в прославлении Имени Творца, а будущий мир предназначен для получения высшего блага. Так вот: гематрия слова כבוד («слава») – 32, а слова טוב («благо») – 17, и вместе получается 49. Это и есть сорок девять дней оймера, которые нам заповедано отсчитывать.
Ученики раби Акивы умерли именно в эти первые тридцать два дня, как написано в Талмуде, из-за того, что не проявляли достаточного уважения друг к другу. Понятно, что речь не идет об открытых нарушениях Торы. Почему же наказание оказалось столь суровым? Дело в том, что от людей, находящихся на таком высоком духовном уровне и обладающих такими глубокими знаниями, требовалось больше чуткости по отношению к товарищам, тем более что именно на них возлагалась задача «привести» Мошиаха.
(Необходимо отметить, что после того, как раби Акива потерял всех своих учеников, он не впал в отчаяние, а нашел в себе силы воспитать новых. Это были раби Меер, раби Йуда, раби Шимон, раби Йоси и раби Элозар бен Шамуа. Они стали великими учеными и сумели передать Устную Тору последующим поколениям).
Тридцать третий день отсчета оймера – Лаг баоймер – первый из дней, относящихся уже к будущему миру, поэтому он и имеет черты праздника.
И не случайно раби Шимон бар Йохай удостоился познать многие сокровенные части Торы, которые составили книгу Зоар – основной труд по кабале, именно в этот день. Ведь это учение, являющееся сегодня уделом избранных, – отсвет будущего мира, когда Творец откроет тайны мироздания всем евреям.
Пользуясь случаем, мы приглашаем всех желающих провести шабат с нашей дружной и гостеприимной общиной. Расписание молитв и трапез содержится в отдельном файле.
А гутн шабес! Доброй субботы!
Еврейское образование
вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи
Еврейский Календарь
Времена для Минска
Сегодня | |
Заря | |
Время тфилин и цицис | |
Восход | |
Шма по Агро | |
Молитва по Агро | |
Минхo гдойло | |
Заход солнца | |
Времена на ближайшую Субботу | |
Зажигание свечей | |
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин) |