Главная » Библиотека » Недельная глава » Недельная глава «Хукас»

Недельная глава «Хукас», Бемидбар, 19:1– 22:1

Наступил последний, сороковой год странствия евреев по пустыне. Десятого нисана умерла Мирьям, сестра Мойше и Аарона, и тогда же перестал бить ключ, сопровождавший сынов Израиля пока они находились в пустыне. Оставшись без воды,  народ возроптал, затеял спор с Мойше, и в результате, разгневавшись, тот совершил ошибку: вместо того, чтобы заговорить со скалой, как велел Всевышний, он дважды ударил по ней посохом.

Многие комментаторы Писания указывают на то, что грех Мойше кажется совсем незначительным. За что же тогда он и его брат столь строго наказаны? Почему они лишены возможности ввести народ в Страну обетованную, почему должны умереть в пустыне, так и не ступив на землю Эрец-Исроэль?
Дело в том, что судьба Мойше была предопределена уже после возвращения разведчиков, как написано в книге Дворим: «И услышал Господь глас ваших речей, и прогневался и поклялся так: “Никому из этих мужей, сему поколению злому, не видеть земли доброй, которую клялся Я дать отцам вашим…” Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: “И ты не войдешь туда”» (1:34 – 37). Более того, мудрецы говорят, что это было предрешено еще до исхода из Египта, и в Торе содержится соответствующий намек.
Попробуем в этом разобраться. В мидрашах написано, что все, совершенное Мойше, неотменяемо, утверждено навсегда. Он вывел евреев из Египта – и никогда больше еврейский народ не будет порабощен; он получил от Творца и передал евреям Тору – она всегда будет принадлежать сынам Израиля, и они всегда будут ее изучать и соблюдать...
Подобное произошло бы, если бы Мойше ввел евреев в Страну обетованную и построил Храм. Не случилось бы изгнания, и Храм не был бы разрушен. Именно таким был замысел Творца. Но для того, чтобы все это свершилось, евреи должны были пережить все четыреста лет египетского рабства! Однако Мойше, видя их страдания, понял, что они на пределе, и обратился к Всевышнему: «…Господин мой! Почему Ты содеял зло этому народу, почему Ты послал меня? С тех пор, как я пришел к фараону говорить от Твоего Имени, он хуже стал поступать с этим народом, а спасти – Ты не спас Свой народ» (Шмойс, 5:22, 23). И так ответил Создатель: «…Теперь увидишь, что сделаю Я с фараоном…» (6:1). Поясняют мудрецы: «теперь увидишь» – увидишь то, что произойдет с фараоном в недалеком будущем, вот-вот, теперь, но не то, что случится с царями семи народов, когда Я приведу [сынов Израиля] в Эрец-Исроэль» (Вавилонский Талмуд, Санедрин, 111). То есть то, что ты увидишь теперь, – раньше времени, а не в назначенный срок – станет причиной того, что ты не увидишь чудеса при входе в Страну Израиля.
Мы знаем, что Мойше не довелось ввести евреев в Эрец-Исраэль. Ведь если бы это произошло, не было бы нового изгнания. А это обязательно должно было случиться, поскольку евреи «не отбыли» весь положенный срок в Египте. Поэтому Мойше и не мог ступить на Землю обетованную.
Здесь нужно пояснить важный момент. То, что написано в Торе «открытым текстом» – сбудется в любом случае, вне зависимости от каких-либо обстоятельств, а то, что упоминается намеком, не обязательно произойдет. Это зависит от выбора людей, от их поступков. И поскольку «теперь увидишь» – всего лишь намек, то, соответственно, не предопределено, и Сам Творец не раз предоставлял евреям возможность избежать нового изгнания.
Прежде всего, такая возможность была дана при получении первых скрижалей. Если бы народ Израиля остался на том духовном уровне, которого достиг, стоя под горой Синай, то Мойше мог бы ввести евреев в Страну Израиля и построить Храм. Началась бы эра Мошиаха. Но, как известно, евреи не удержались и согрешили, сделав золотого тельца. Тем не менее, им была предоставлена еще одна возможность: после возведения Мишкана и построения лагеря, положившись на Творца, последовать за Мойше и сразу войти в Эрец-Исроэль. Они, однако, решили перестраховаться и послали разведчиков (об этой роковой ошибке мы говорили, изучая недельную главу «Шлах»). В результате все поколение было обречено скитаться по пустыне сорок лет и там же умереть.
В последний год странствий евреев по пустыне Всевышний в великой милости Своей снова был готов открыть евреям ворота избавления – если бы Мойше и Аарону удалось поднять их на тот уровень, которого они достигли к моменту получения Торы. Но они не справились и потеряли право войти в Эрец-Исроэль, тем самым обрекая себя на смерть в пустыне. Так случилось не потому, что лично они не были достойны ступить на Святую землю, а потому, что поколение не было достойно того, чтобы его возглавили избранники Бога.
Каждый день в молитве «Шмонэ эсрэй» мы просим Творца привести Мошиаха, собрать весь еврейский народ на своей земле и отстроить Иерусалимский храм. Пусть Творец услышит наши молитвы и исполнит наши просьбы уже сейчас, в наши дни.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)