Главная » Библиотека » Праздники » ЙОМ КИПУР

ЙОМ КИПУР

 

В эти дни заканчивается особый период годового цикла праздников и памятных дат еврейского календаря, начавшийся первого числа (рош ходеш) месяца элуль и завершающийся в Йом кипур. Мы знаем, что, ожидая Моше рабейну у подножья горы Синай, евреи согрешили, отлив золотого тельца и поклонившись ему. За это они не только лишились чудесных первых скрижалей завета, но и должны были полностью исчезнуть с лица земли.

Однако народ Израиля, осознав свой грех, глубоко раскаялся, а Моше горячей молитвой добился помилования. Он поднимался на гору и сходил с нее несколько раз, и получил в конце концов вторые скрижали.

То есть Тора была дарована евреям во второй раз, что свидетельствовало о полном прощении. Случилось это десятого числа месяца тишрей 1 – в день, который впоследствии был установлен Торой как день искупления на все поколения – Йом кипур2. С тех пор каждый год в эти дни пробуждается особая милость Всевышнего и искренние молитвы о раскаянии принимаются с большей легкостью.

Но дело в том, что по первоначальному плану сотворения мира (пока евреи не впали в грех поклонения золотому тельцу) сила этих дней милости Создателя должна была проявляться каждый год с шестого сивана до семнадцатого тамуза на все времена – подобно тому, как это было в первые сорок дней пребывания Моше на Синае. Именно благодаря этой великой милости народ Израиля получил Тору первых скрижалей, и если бы не согрешил, удостоился ее на все поколения.

«Говорил раби Янай: с начала творения Всевышний предвидел поступки праведников и поступки злодеев. А земля прибывала в хаосе – это поступки злодеев. И сказал Б-г: да будет свет! Это поступки праведников».

Всесильный не только предвидел все, что случится после творения, но знал об опасности того, что свет и тьма не разделены, и поэтому так трудно отличить добро от зла.

«И отделил Всевышний свет от тьмы – поступки праведников от поступков злодеев. И назвал Он свет днем – это поступки праведников, а тьму назвал ночью – это поступки злодеев. И был вечер – это поступки злодеев, и было утро – это поступки праведников. День один...

Что же это за день? Йом кипур. Сказал раби Йодан: потому что в этот день Всевышний был одним во всей вселенной, кроме Него в мире не было никого».

С момента сотворения ангелов (на второй день) и, тем более, после сотворения человека возникла трудность в восприятии единства Создателя. Ведь любое творение на своем уровне может что-то сделать вопреки желанию Творца. Так начался период эстер – «сокрытия» Всевышнего.

И только в первый день творения, когда еще не было создано ни одно живое существо, а Всесильный был один в мире, никакого сокрытия не было. В этом и заключается уникальность первого дня, про который Тора говорит «один» (а не «первый»). Именно тогда Всевышний придал Йом кипуру громадную силу на все поколения.

Приведенный выше отрывок из Талмуда требует глубокого объяснения, которому здесь нет сейчас места. Разберем только то, что имеет непосредственное отношение к начинающемуся через несколько часов Дню искупления. Рамхал в книге Даат твунот объясняет, что управление миром осуществляется посредством двух проявлений Творца: мишпат – закон, по которому судят в зависимости от поступков человека; йихуд – единство, которое ни от чего не зависит.

Владыка мира не подчинен ничему и может делать то, что хочет: даже изменить или отменить то, что Сам постановил. Поэтому возможно и прощение – несмотря на то, что по закону полагается наказание. Целиком йихуд проявится в будущем мире, где Творец откроется полностью и зло будет побеждено.

Однако в Йом кипур евреям позволено в какой-то мере выйти за рамки этого мира и прикоснуться к миру грядущему. Так под воздействием йихуда, при условии совершения тшувы, можно удостоиться прощения и искупления грехов.

На мировой исторической арене появлялись разные народы, которые завоевывали громадные территории, богатея и подчиняя других, но затем они слабели и исчезали, не оставив после себя ничего, кроме величественных развалин. И только наш маленький народ продолжает свой путь, начатый тысячелетия назад. В чем же причина его упорства?

А она заключается в том, что Рош ашана – это судный день для всего мира, а Йом кипур, день искупления, предназначен только еврейскому народу. Иначе нас бы постигла участь остальных народов, как сказано: «Если бы не этот день [Йом кипур], то не осталось бы от ненавистников евреев ничего». Благодаря этому великому и святому дню «чаша терпения» не переполняется нашими грехами, а нам даруется возможность приблизиться к Творцу и измениться к лучшему.

Йом кипур – это бесценный подарок Всевышнего евреям, мы должны лишь воспользоваться им.

Да услышит Всесильный наши молитвы и примет наше раскаяние!

Гмар хатима това! Пусть будем мы записаны в Книгу жизни в Новом году!

Рав Ариэль Давыдкин

1 Великий комментатор Танаха Раши пишет, что в этот день Всевышний передал Моше вторые скрижали, сказав «Я простил» с радостью и от полного сердца (См. Шмот, 33:11).

2 А день, когда Моше рабейну поднялся на гору Синай в последний раз – первое элуля, – ознаменовал начало сорокадневного периода особой милости Творца. Написано в мидраше Тана двей Элияу, что все эти дни евреи постились, совершая тшуву.

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)