Главная » Колонка редактора » Кто такой раввин?

Кто такой раввин...

 Вопрос, на который можно получить удивительное количество ответов. Еще больше удивляет то, что вероятно, все они будут правильные. Хотя раввин наших дней, и, скажем, раввин лет сто назад – часто не одно и тоже, а уж если взять эпохи Первого и Второго Храмов…

Сегодня молодой парень, проучившийся менее пяти лет, в диаспоре, может называться и работать раввином? Запросто. А раньше? Только гении, вероятно.

Сегодня один из первых вопросов при приеме на работу на должность раввина: «Есть ли у тебя смиха?» А раньше? И понятия такого не было. Кстати, как давно появилось само понятие – смиха? Тема для следующей статьи, а пока… Кто же он, этот удивительный человек, иногда – гордость поколения, а иногда – герой анекдотов – раввин? 

Небольшой соцопрос выявил, что раввин – это… 

Человек, которого я (и все остальные) глубоко уважаю, которому можно задать любой алахический вопрос и получить на него достоверный ответ; 

Ретранслятор Б-жественных знаний в сторону учеников; 

Человек, который имеет право и полномочия на то, чтобы к нему приходили с любыми вопросами; 

Человек, который учился на раввина, знает досконально алаху, сдал соответствующие экзамены, ведет себя порядочно и подобающе религиозному человеку, умеет помочь людям в нахождении правильных решений в различных жизненных ситуациях, обучает Торе;

 Это зависит от контекста. Я вижу три значения: 1. Рав- человек обучающий людей Торе. 2. Рав посек, человек профи в алахе. 3. Рав города. Сочетающий первое и второе и много что еще; 

А для этого он должен разбираться в галахе - на уровне ученой степени, быть психологом - на том же уровне, сочетая знание галахи, мишны и гмары, а также быть чутким душевно. ну и это - человек, за которым идут; 

Спасибо всем моим корреспондентам, а теперь обратимся к эксперту. На вопросы отвечает  рав Даниэль Бержанер. 

Так кто же он – раввин? Должность или уровень? 

К.В.   -- Кого вообще можно назвать раввином? Человека, получившего смиху?

Р.Д.Б -- Вот ответьте мне, что такое, по-вашему, смиха?

К.В.   -- Документ, удостоверяющий…

Р.Д.Б -- Нет, документ – это бумажка. Меня интересует понятие. Что такое смиха? Допустим, перед нами человек, имеющий  смиху, что это значит?

К.В.   -- Что он сдал  экзамен на право называться раввином.

Р.Д.Б -- Называться! И все?

К.В. -- Человек, которого называют раввином, может не иметь смихи?

Р.Д.Б.-- Конечно.

К.В.-- Тогда на каком основании ему задают вопросы, отвечать на которые может только раввин?

Р.Д.Б.—Давайте по порядку. По-хорошему, раввин, это, прежде всего, посек, то есть человек, который имеет право выносить алахические решения в неоднозначных ситуациях, или когда требуется оценить ситуацию визуально. Раввин, скажем так, с большой буквы, настоящий, стопроцентный это тот, кто сведущ во всех областях закона. Это право называется смиха в полном смысле этого слова. Слава Б-гу, в еврейском народе всегда были раввины и наше время не исключение.

Понятно, что знающих русский язык совсем немного. Еще в начале и середине прошлого века раввины в большинстве своем такими и были. Тот, кто вступал в должность раввина местечка, был обязан уметь ответить практически на любой вопрос, по той простой причине, что кроме него сделать это было просто некому.

 К.В.-- В древние времена раввином называли человека, который имел какой-то конкретный объем знаний и учебы. А сегодня, особенно, в диаспоре – это человек, который выполняет обязанности раввина, и уровень его знаний пускай будет на совести его нанимателя… Либо он проучился какое-то количество лет в каком-то заведении, и сдал экзамен, после чего ему выдали смиху…

Р.Д.Б.-- Нет. Не совсем. Не бумажка дает право трактовать алаху. Реальные знания, передача знаний по цепочки и слова опытного раввина. Есть в иудаизме разные законы. Законы шхиты, кашрута, обрезания, и все они прописаны в книгах. Но иногда в книге закона не найти. Это бывает, если ситуация сложная, неоднозначная и надо уметь понять аналогию между прописанным законом и данной ситуацией. Или в случаях, когда раввин должен оценить ситуацию своими глазами. Так вот смиха – это право раввина выносить постановления в тех вопросах, которые не прописаны в книгах.

Допустим, кто-то имеет право выносить решения в вопросах семейной чистоты, но в других законах, например связанных с кашрутом , он не станет выносить решения Т.е., в какой-то части законов он сведущ, а в какой-то ему необходимы дополнительные консультации. Я хочу подчеркнуть один важный момент: для того, чтобы прочитать закон в книге, смихи не надо, но я убежден, что для того, чтобы уметь прочитать закон правильно, надо лет десять поучиться. Причем поучиться серьезно, каждый день, часов по восемь- десять.

 

К.В…--Какими принципами руководствуются, подбирая человека на должность раввина в наши дни?

 Р.Д.Б.— В Израиле и в крупных общинах диаспоры есть возможность взять на работу раввина в полном смысле этого понятия. Он может там жить, воспитывать своих детей и выполнять возложенные на него функции. Однако понятно, что во многих местах, особенно в диаспоре, и на территории бывшего СССР, такой возможности просто нет. Поэтому раввином общины часто назначают человека, который, в первую очередь, должен руководить жизнью общины. Для этого он должен быть достаточно образован, чтобы стандартные вопросы повседневной жизни решать самому -- часть он знает сам, а в какой-то части он умеет сформулировать вопрос и переадресовать его кому надо. Он, несомненно, имеет право занимать эту должность, часто имеет соответствующее удостоверение, но это не всегда та Смиха, о которой говорилось выше. Раввин сегодня – зачастую это знающий человек, который знает, что где написано, и где что надо искать и что не менее важно - четко осознает, какой вопрос он в состоянии решить , а где надо спросить у раввина. При этом надо помнить, что община, которая наняла его на службу, обязана принимать его решения.

Чтобы подытожить, давайте скажем максимально откровенно: поставить в один ряд всех, абсолютно всех, кто занимает сегодня раввинскую должность, не принимая во внимание истинный уровень – это немного смешно. К сожалению многие сегодня именно так и воспринимают. И тогда становится грустно. 

«Мой раввин» 

К.В.   -- Что включает в себя понятие «мой раввин»?

Р.Д.Б.-- Раввин, к которому я обычно обращаюсь, когда у меня есть вопрос, тот, к кому я хожу советоваться.

К.В.   -- Как его выбирают?

Р.Д.Б.-- Во-первых, надо, чтобы была возможность выбора. Потом, я никогда не слышал, чтобы раввина себе «выбирали».

К.В.   -- Идут к тому, который больше разрешает?

Р.Д.Б.-- Здесь нет выбора, это естественный порыв. Понятие «мой раввин» относится больше к жизненным реалиям, чем к алахе. В вопросах алахи это не так прослеживается. Понятно, что я, ашкеназский еврей, не могу пойти к сефардскому раввину, чтобы мне разрешили то, что у них обычно разрешают, а у нас – нет, и наоборот. Бывают ситуации когда, «мой раввин» определяется по традиции, которая есть внутри семьи, или общины.

Хотя важно подчеркнуть, что в вопросах, которые касаются общины, или имеют общественное значение, имеет смысл выбрать кого-то конкретного.

К.В. -- Т.е., к одному можно ходить за зарядом бодрости, а к другому за вопросом, касающимся аллахи?

Р.Д.Б -- Да, конечно. Так часто и происходит. Они оба мудрые люди, но один, например, более закрытый, а другой более душевный.

  К.В. -- Если вы получили ответ раввина, который вас не устраивает, можно ли переспросить у другого раввина?

 Р.Д.Б -- Если вопрос касался аллахи, то – нет, нельзя. Хотя есть случаи, когда это разрешено. При условии, что задавая вопрос, мы указываем, что этот же вопрос уже был задан раву такому-то, и он сказал так и так. Это тема для отдельной, сугубо алахической статьи. Если вопрос касается просто жизненной ситуации – другой разговор. Можно, без проблем.

Здесь важно, с какой целью я иду задавать вопрос. Если я хочу послушать, что он думает, и мне кажется, что раввин ситуацию не прочувствовал, я могу пойти к другому, а сделать вообще третье. Это не запрещено.

Хотя опыт показывает, мой и не только мой, что человек, который следует совету раввина, в большинстве случаев, в подавляющем, я бы сказал, большинстве -- выигрывает от этого. Также очень важно знать, часто случается так, что вопрос, который на первый взгляд с законом не связан, на самом деле таким и оказывается. Нам просто не хватало первичных знаний, чтобы это понять. И не надо стесняться переспросить, если что-то не до конца ясно.

 Раввин, как человек… 

К.В.    -- Есть ли смысл советоваться с раввином в тех случаях, которые касаются чисто бытовых трудностей?

Р.Д.Б. – Человек, который долго учит Тору, имеет правильный и чистый взгляд на вещи. Кроме того, у него есть смекалка, и это тоже, как результат того, что он учит Тору. И на его суждение можно положиться. Это заостряет и очищает ум. Очень сильно.

К.В.  -- Да, но все это накладывается на черты характера и прошлый жизненный опыт.

Р.Д.Б. -- Если мы в этом уверенны, то возможно, что в таком случае лучше советоваться с кем-то другим.

К.В.   -- А можно советоваться по всем вопросам с «виртуальным раввином?»

Р.Д.Б.-- Виртуальный раввин? Тот, который живет далеко и вы связываетесь посредством Интернета, например? Если вы уверены, что он понимает вашу ситуацию, почему нет? В повседневных алахических вопросах это вообще норма. В Израиле есть понятие «дежурный раввин». Я понятия не имею, что за человек по ту сторону трубки, но какие-то «дежурные» вопросы есть всегда, например перед Суккотом по поводу схаха. Или перед постом по поводу голодания. Есть даже дежурный ночной раввин.

К.В.   -- Если поступок или суждение раввина, скажем так, удивляет, можно ли пойти за разъяснениями к его ученикам?

Р.Д.Б – В целом да. Только к ученикам, которые достаточно на уровне. Сказать, что я вот слышал такое и такое. И ученик может ответить: «Я уточню, и перезвоню через два дня». Теоретически можно и к другому раввину, при условии, что тот, второй, будет достаточно компетентен.

К.В.  –Можно ли жаловаться на раввина? Где вообще заканчивается право жаловаться и начинается Лашон Ара?

Р.Д.Б – Почему нет? Это нормально – прийти к раввину и сказать: «Ребе, я хочу рассказать Вам ситуацию, что мне делать»? Можно даже без имен. И сказать: «Если я начну говорить ЛА, вы меня остановите». Честно говоря, в жизни бывают ситуации, когда я бы даже рекомендовал так поступить.

К.В.  -- Если человек все время ходил к одному и тому же раввину с вопросами, а потом тот сделал что-то объективно неправильное, дал неверный ответ, например, можно перестать у него спрашивать и «переключиться» на другого раввина?

Р.Д.Б -- Конечно. Бывает, человек ничего плохого и не делал, а он просто некомпетентен…  Но я бы не стал выносить подобные решения самостоятельно.

К.В.   -- Что пожелать людям в диаспоре, которые не всегда могут адекватно оценивать уровень знания человека?

Р.Д.Б -- Репутация – раз. Посоветоваться с адекватными людьми, которые не претендуют на какие-то звания, но знающие, а знающие, как уже говорилось – это минимум лет десять учебы. Или спросить тех людей, которые учили того человека, обычно их не сложно найти. В некоторых случаях факта, где человек учился и сколько лет уже бывает достаточно, чтобы понять.

Очень важно, чтобы раввин не преувеличивал свои возможности и знания. Бывает, человек закончил десятилетку, институт, потом три года поучился в иешиве и стал раввином, и вот тут очень важно, чтобы он сам понимал, что он делает, и что из себя представляет. И пусть будет ему почет и уважение, но брать на себя то, что брать не имеет права – очень опасно. Или еще вариант, когда человек учился, конечно, но еще нужного уровня не достиг, а он решает, что уже все знает, это тоже большая проблема. 

Раввин общины – это… 

К.В.     -- Есть ли разница между просто раввином и раввином общины?

Р. Д. Б.-- Задача раввина общины – руководить религиозной жизнью, и уметь решать религиозные вопросы или знать, как и у кого их спросить. Раввин общины так же вправе решать за общину вопросы не только алахические, но и такие даже, как правильно накрыть на стол, например. Если это имеет какой-то религиозный оттенок, понятно, что раввин не будет советовать, как нужно мыть полы, но на вопрос, как правильно сделать свадьбу, к раввину общины придется серьезно прислушиваться и идти по его мнению. Или открыть ли при синагоге магазин? Внутри общины он не просто живая книга, которая говорит алаху, он руководитель жизни.

К.В. -- Человек из этой общины может игнорировать указания раввина?

Р.Д.Б -- Демонстративно – нет. Должно быть одно алахическое решение. Дома – пожалуйста, но не в синагоге. Естественно, при условии, что то, что он делает дома -- это не нарушение. Например, полагается на другое мнение.

К.В.  -- Если человек не прописан, как член общины, и не считает себя частью её?

Р.Д.Б -- Это не важно. Я не могу сейчас придти в сефардскую общину и демонстративно молиться по ашкеназскому нусаху. Оба нусаха правильные, но на виду не должно быть два разных мнения. Это  алаха. 

В вопросах семейных 

К.В.  -- Могут ли у жены и мужа быть разные раввины?

Р.Д.Б -- Нет, не могут. Жена должна принять обычаи мужа. Или муж может согласиться принять обычаи жены. Если они строже, чем его собственные. Например, жена хасидка, муж литвак. Он может принять на себя обязанность не есть моченую мацу. А жена может облегчать. Например, хасидка вышла замуж за йеменского еврея, так теперь она может есть рис в песах.

К.В.  -- Можно ли задавать свои вопросы раввину другого направления?

Р.Д.Б -- Да, можно. Алаха прописана для всех, надо просто знать, к кому что относится. Только тот раввин должен проговаривать, какая традиция для кого актуальна в конкретной ситуации.

Хочу добавить , что все вышесказанное не надо трактовать как практический закон. Задача была дать общее понимание вещей. В каждой возникающей ситуации следует проконсультироваться у раввина. 

К.В -- Спасибо. 

А все-таки здорово, что есть возможность позвонить раввину и сказать: «Ребе, у меня проблема. Что делать»? И получить ответ, основанный не на чьих-то впечатлениях из детства, а на мудрости, пронесенной сквозь века, и приправленной множественными примерами в похожих чем-то ситуациях. Или не похожих. Или без примеров. Но вот то, что без ответа не оставят – это точно. 

Кэрэн Вольман

вернуться

Еврейское образование

вторник, 18:30: урок для мужчин
каждый день: индивидуальные
занятия по предварительной записи

подробнее

Еврейский Календарь

Времена для Минска

Сегодня
Заря
Время тфилин и цицис
Восход
Шма по Агро
Молитва по Агро
Минхo гдойло
Заход солнца
Времена на ближайшую Субботу
Зажигание свечей
Выход Субботы (по Р.Там 72 мин)